по обучению учащихся лицея № 1548
предмету «Информатика И ИКТ»
Прежде
всего, следует заметить, что при обучении учащихся лицея большое внимание
уделяется использованию WWW-сервера
Министерства Образования Российской Федерации «Информика», который содержит
большой объем информации в базах данных и информационных системах:
«Законодательство об образовании», «Нормативные и распорядительные документы
Минобразования России», «Учреждения среднего образования», «Образовательные
стандарты», «Научные учреждения сферы образования», «Дистанционное
образование», «Информационные технологии» и др.
Методика
обучения учащихся лицея предмету «Информатика» предусматривает использование
как традиционных форм и способов, так и новых образовательных информационных
технологий.
Использование новых образовательных
информационных технологий основано на использовании дискет и компакт дисков в
качестве носителей учебно-методических материалов и проверочных тестов, а также
распределенной сетевой гипермедиа информационной системы WWW. В
этом плане хорошо зарекомендовало себя программное обеспечение, разрабатываемое
фирмой УНИАР и Институтом информатизации образования и включающее в себя
звуковое сопровождение излагаемого материала, видеофрагменты и иллюстрации.
Программное обеспечение этих учреждений с успехом прошло проверку во многих
московских образовательных учреждениях. При этом опыт использования обучающих
курсов показал, что таким образом можно минимум на 5% повысить качество
обучения, практически при тех же затратах, чем при обучении без их
использования. Кроме того, выигрыш при изучении информационных технологий по
обучающим курсам составляет в среднем 3 часа, а время задействования
преподавателя уменьшается в среднем в 1,5 раза.
Применение новых
образовательных информационных технологий обеспечивает доступ к обширным
информационно-справочным материалам, электронным учебникам, структурированным
базам данных, включая и новейшие данные, опережающие печатные издания.
Кроме того, новые
образовательные информационные технологии позволяют учесть интересы учащихся и
уровень их подготовки, проводить интерактивный контроль и самоконтроль усвоения
учащимися учебного материала.
Одними из эффективных форм
обучения информационным технологиям являются олимпиады, конкурсы. В этом плане
в лицее широко практикуется использование данных форм обучения и есть
определенные успехи. Так, команда лицея в составе Бодрова Виктора (11Б),
Румянцева Викентия (10Г), Тарасова Алексея (10Г) заняла 4-е место на
межшкольной олимпиаде по информатике ЦУО г. Москвы, а Ефименко Максим (10Г)
занял 7-е место на конкусре компьютерного рисунка, посвященного 300-летию
Санкт-Петербурга, среди учащихся московских школ.
Как отмечалось, обучение по новым образовательным информационным технологиям
предусматривает использование сети Интернет. Сеть Интернет позволяет
использовать обширный информационно-справочный материал по предмету обучения,
получать по нему новейшую информацию, вести интерактивные диалоги с
преподавателями или другими учащимися по темам обучения. При этом различные
мультимедийные приложения позволяют значительно расширить возможности обучения,
значительно повысить его качество.
Однако следует отметить, что
в настоящее время лицей не имеет доступа к сети Интернет из-за противодействия
Центра Информационных Технологий, к руководству которого я неоднократно
обращался.
В целом использование
обучающих программ и сети Интернет способствуют осуществлению дифференциального
подхода к обучению на основе учета индивидуальных запросов учащихся, уровня их
подготовки, активизирует практическую деятельность учащихся по овладению
компьютерными технологиями, обеспечивает интенсификацию учебного процесса.
кандидат технических наук,
СНС