ТЕКСТОВЫЙ РЕДАКТОР WORD 2002

 

Изучаемые темы:

 

1.      Начальные сведения о текстовом редакторе Word 2002.

2.      Основы работы с текстовым редактором Word 2002.

3.      Оформление и печать документа.

4.      Дополнительные возможности текстового редактора Word 2002.


Тема № 1

НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ТЕКСТОВОМ РЕДАКТОРЕ

WORD 2002

 

Вопросы: 1. Назначение текстового редактора Word 2002. Запуск и выход.

  2. Окно текстового редактора Word 2002.

                 3. Создание, загрузка и сохранение файлов - документов.

                     Организация помощи.

 

1. Назначение текстового редактора Word 2002. Запуск и выход

 

Текстовый редактор Word 2002 - это приложение Windows, предназначенное для создания, просмотра, модификации и печати текстовых документов.

Word 2002 - одна из самых совершенных программ в классе текстовых процессоров, которая предусматривает выполнение сотен операций над текстовой и графической информацией. C помощью Word 2002 можно быстро и с высоким качеством подготовить любой документ - от простой записки до макета сложного издания.

Word 2002 дает возможность выполнять все без исключения традиционные операции над текстом, предусмотренные в современной компьютерной технологии:

набор и модификация неформатированной алфавитно-цифровой информации;

форматирование символов с применением множества шрифтов True Type разнообразных стилей и размеров;

форматирование страниц (включая колонтитулы и сноски);

форматирование документов в целом (автоматическое составление оглавления и разнообразных указателей);

проверка правописания, подбор синонимов и автоматический перенос слов.

Кроме того, в процессоре Word 2002 реализованы возможности новейшей технологии связывания и встраивания объектов, которые позволяют включить в документ текстовые фрагменты, таблицы, иллюстрации, подготовленные в других приложениях Windows. Встроенные объекты можно редактировать средствами этих приложений.

Word 2002 - одна из первых общедоступных программ, которая позволяет выполнять многие операции верстки, свойственные профессиональным издательским системам, и готовить полноценные оригинал-макеты для последующего тиражирования в типографии.

Помимо всего этого, Word 2002 - это уникальная коллекция оригинальных технологических решений, которые превращают нудную и кропотливую работу по отделке текста в увлекательное занятие. Среди таких решений - система готовых шаблонов и стилей оформления, изящные приемы создания и модификаций таблиц, функции автотекста и автокоррекции, макроязык и многие другие.

К недостаткам Word 2002 относится то, что он является слишком универсальной программой. А это означает, что некоторые процедуры проще и быстрее выполнить в менее мощных текстовых редакторах, таких как MS-DOS Editor, Norton Editor, Лексикон.

Другой недостаток Word 2002 - высокая трудоемкость при вводе сложных математических выражений и химических формул.

Кроме того, Word 2002 не предназначен для изготовления полиграфической продукции особо сложной структуры (атласов, альбомов, журнальных обложек), а также для редактирования высококачественных иллюстраций.

Для запуска Word 2002 Вам нужно:

1. Запустить Windows.

2. Кликнуть мышью кнопку Пуск.

3. Выделить строку Программы.

4. Кликнуть мышью строку Microsoft Word в подменю строки Программы.

Для выхода из Word 2002 Вы можете использовать следующие способы:

1. Нажать комбинацию клавиш Alt+F4.

2. Дважды кликнуть по кнопке “W“ в заголовке окна.

3. Кликнуть мышью по кнопке "x" в заголовке окна.

4. Запустить команду Выход из меню Файл.

 

2. Окно текстового редактора Word 2002

 

После запуска Word 2002 открывается новый документ с именем Документ1, который расположен в центральной части Главного окна (рис. 1) и представляет собой рабочую область. Здесь Вы можете набирать и корректировать нужный Вам текст.

Основные элементы Главного окна (рис. 1):

строка заголовка;

строка меню;

панели инструментов;

управляющая линейка(и);

полосы прокрутки;

строка состояния.

В строке заголовка выводится название активного документа.

Строка меню содержит следующие пункты: Файл, Правка, Вид, Вставка, Формат, Сервис, Таблица, Окно, Справка.

В меню Файл содержатся команды, с помощью которых Вы можете создать, открыть или сохранить Ваши документы. С помощью меню Правка Вы можете редактировать Ваш документ (отмечать, стирать, копировать, проводить поиск необходимых мест текста и т.д.). Меню Вид позволяет Вам выбирать форму представления Вашего документа на экране и управлять индикаций элементов главного окна Word 2002. Меню Вставка позволяет вставлять в текст различные объекты: сноски, примечания, принудительные разрывы страниц, рисунки, графики и т.д. С помощью меню Формат Вы можете форматировать Ваш текст. В меню Сервис Вы найдете команды для проверки орфографии и исправления опечаток в Вашем документе. В меню Таблица находятся все команды, необходимые для работы с таблицами. С помощью меню Окно Вы можете переключаться с работы над одним документом на работу с другим и изменять расположение окон документов в Главном окне Word 2002. В меню Справка Вы найдете все, что необходимо для получения помощи при работе с Word 2002.

Альтернативный способ доступа к командам в Word 2002 обеспечивают "панели инструментов".

Горизонтальная управляющая линейка служит для установки в выделенных абзацах позиций табуляции и отступов, а также для настройки ширины столбцов в документах газетного типа. Передвигая мышью нижние треугольники на линейке, Вы можете установить правый и левый абзацный отступ. Аналогично с помощью верхнего треугольника Вы можете установить позицию табуляции ("красной строки").

Справа и внизу от документа расположены полосы вертикальной и горизонтальной прокрутки текста. Они применяются в тех случаях, когда весь текст не помещается на экране и требует сдвига (прокрутки) вверх-вниз или влево-вправо.

В нижней части Главного окна Word 2002 находится строка состояния, на которую выводится информация о положении текстового курсора в документе и о текущем режиме работы.

Word 2002 является многооконным процессором. Это означает, что Вы можете одновременно открыть несколько документов, причем часть из них может быть готовыми файлами, а часть - заготовками (без имени, но с обозначениями Документ1, Документ2 и т.д.). Можно одновременно обрабатывать все документы, окна которых расположены рядом, друг под другом, каскадом или свернуты до пиктограмм.

Существует несколько способов переключения окон документов. Переключения можно осуществлять с помощью меню Окно, которое содержит список имен всех открытых документов. Чтобы сделать активным окно документа, необходимо выполнить фиксацию на его имени в этом списке.

Различают полноэкранное и нормальное представление документа. Изменение представления документа осуществляется с помощью кнопки распахивания/восстановления окна документа.

Для расположения активных окон друг под другом предназначена команда Упорядочить все из меню Окно. Переход от одного окна документа к другому осуществляется путем нажатия комбинации клавиш Ctrl+F6 и Ctrl+Shift+F6.

Для обмена текстовой и графической информацией между окнами открытых документов можно использовать буфер обмена, а также метод «Drag and Drop» (перенести и оставить).

Кроме того, Word 2002 позволяет разбить окно документа на два подокна (команда Разделить в меню Окно) и одновременно работать с разными частями одного и того же документа.

 

3. Создание, загрузка и сохранение файлов-документов.

Организация помощи

 

Чтобы создать новый документ, следует щелкнуть на пиктограмме Создать или выбрать эту команду в меню Файл. После этого на экране появится новый документ с именем Документ2. При последующем создании документов Word 2002 автоматически назначает им имена из ряда Документ3, Документ4 и т.д. При этом если для создания нового документа Вы используете кнопку Создать на стандартной панели инструментов, на экране откроется новый документ, основанный на шаблоне "Обычный". Если для нового документа необходим другой шаблон, нужно вызвать команду Cоздать... из меню Файл. Тогда откроется диалоговое окно Создание документа, в котором можно выбрать подходящий шаблон для создаваемого документа в поле списка шаблон. Здесь в вашем распоряжении имеются шаблоны документов (факсы, отчеты, служебные письма и т.д. – рис. 2). После выбора шаблона нужно выполнить щелчок на кнопке OK.

Для сохранения файлов-документов следует щелкнуть на пиктограмме сохранения файла или выбрать команду Сохранить как ... в меню Файл. Имя файла вводится с клавиатуры в поле ввода Файл диалогового окна Сохранить как ... . Если не ввести имя файла, Word 2002 автоматически назначит ему имя типа Документ1.doc, под которым будет сохранен документ. Команда Сохранить как... в меню Файл позволяет сохранить уже существующий документ в файле с новым именем на другом диске или в другой директории. С помощью команды Параметры… из меню Сервис во вкладке Сохранение Вы можете заранее указать промежуток времени по истечении которого Word 2002 будет автоматически сохранять Ваш документ.

Для открытия ранее созданного документа Вы можете:

выбрать документ из списка недавно открывавшихся документов в меню Файл;

запустить команду Открыть из меню Файл или кликнуть кнопку "Открыть" на стандартной панели инструментов. Откроется диалоговое окно, в котором нужно указать имя файла для обработки.

При завершении работы с Word 2002 автоматически выполняется проверка наличия в открытых документах несохраненных изменений. При вызове команды Выход в меню Файл или при нажатии комбинации клавиш Alt+F4 для каждого открытого и несохраненного документа выдается сообщение с запросом о его сохранении. Сеанс работы с Word 2002 завершается после ответа на все сообщения.

Если Вы работаете с диалоговым окном Word 2002, то для вызова контекстно-зависимой справки можно использовать комбинацию клавиш Shift+F1. Убрать справку можно при помощи клавиши Esc.

Вы можете вызывать контекстно-независимую справку, активизировав пункт меню Справка в строке меню и выбрав команду Справка: Microsoft Word.

Помощник - это специальный инструмент, облегчающий работу с Word 2002. Если действие, которое Вы только что выполнили можно осуществить более эффективным способом, то Помощник сообщит Вам об этом в "Советах". Для вызова Помощника нужно кликнуть кнопку со знаком вопроса на стандартной панели инструментов.

 

Контрольные вопросы

 

1.        Что такое текстовый редактор Word 2002? Его назначение, достоинства и недостатки.

2.        Что нужно сделать для запуска Word 2002?

3.        Как выйти из Word 2002?

4.        Назовите основные элементы Главного окна Word 2002.

5.        Какие возможности предоставляют команды из меню "Файл", "Правка", "Вид", "Вставка", "Формат", "Сервис", "Таблица", "Окно", "Справка"?

6.        Для чего служит горизонтальная управляющая линейка?

7.        Для чего служат полосы прокрутки?

8.        Какая информация выводится в строке состояния?

9.        Какими способами можно осуществить переключение окон документов?

10.   Как разбить окно документа на два подокна?

11.   Как создать новый документ?

12.   Как сохранить файл-документ?

13.   Как открыть ранее созданный документ?

14.   Как вызвать контекстно-зависимую и контекстно-независимую справку?


Тема № 2

ОСНОВЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОВЫМ РЕДАКТОРОМ WORD 2002

 

Вопросы: 1. Ввод текста и перемещение по тексту.

  2. Маркировка, поиск и позиционирование.

  3. Форматирование символов и абзацев.

  4. Проверка правописания. Автотекст и автозамена.

 

1. Ввод текста и перемещение по тексту

 

Ввод текста осуществляется с клавиатуры, используя русские или латинские буквы. Принципиальное отличие при вводе текста в Word 2002 заключается в том, что при переходе на новую строку не нужно нажимать клавишу Enter, т.к. символ, посылаемый в текст при нажатии Enter, является символом не конца строки, а конца абзаца. Переход на новую строку осуществляется автоматически. Если Вы хотите перейти на новую строку в пределах абзаца, нажмите комбинацию клавиш Shift+Enter. Закончив набор абзаца, нажмите Enter.

Для ввода в текст спецсимвола необходимо запустить команду Символ… из меню Вставка. На экране появляется диалоговое окно Символ, в котором выводятся все символы текущего шрифта. Вы можете изменить тип используемого шрифта и выбрать необходимый символ, Для вставки выбранного символа в текст используется кнопка Вставить.

Позиция ввода очередного символа отмечается текстовым курсором - мерцающей вертикальной чертой. Конец набранного текста (жирная горизонтальная черта) появляется в нормальном режиме отображения и в режиме структуры документа.

В отличие от большинства текстовых редакторов, Word 2002 позволяет выдавать на экран изображения непечатаемых символов (пробела, маркера конца абзаца, маркера конца ячейки, символа Tab). При отделке текста эти символы помогают управлять размещением абзацев, переносами, форматированием ячеек таблицы и т.д. На панели инструментов Стандартная имеется Переключатель символов, с помощью которого можно включить или выключить показ на экране всех непечатаемых символов.

По тексту можно перемещаться с помощью клавиатуры, мыши и команды Перейти... из меню Правка.

Для перемещения по тексту с помощью клавиатуры применяются клавиши основного стандарта редактирования:

клавиши

клавиши End, Home, PgUp, PgDown;

клавиши Ctrl+(на одно слово влево), Ctrl+(на абзац вверх), Ctrl+ (на слово вправо), Ctrl+ (на абзац вниз);

клавиши Ctrl+Home (в начало документа), Ctrl+PgUp (в начало окна), Ctrl+PgDn (в конец окна), Ctrl+End (в конец документа).

Для перемещения по тексту с помощью мыши применяются стандартные полосы прокрутки. С помощью вертикальной полосы Вы можете перемещаться вверх и вниз по документу, с помощью горизонтальной полосы - влево и вправо. Текстовый курсор при этом не перемещается. Для мгновенного перемещения текстового курсора в нужную позицию щелкните в этой позиции мышью.

Выбрав команду Перейти...  из меню Правка, Вы получите возможность мгновенно перейти к какому-нибудь фрагменту документа (к странице, строке, сноске, разделу). На экране появится диалоговое окно. Во вкладке Перейти Вы должны выбрать тип фрагмента: Страница, Строка, Сноска и т.д., а в текстовом поле справа от списка - набрать адрес фрагмента, т.e. номер страницы, строки, сноски.

 

2. Маркировка, поиск и позиционирование

 

При работе с Word 2002 маркировка играет особую роль. Для выполнения операций над определенными фрагментами текста их следует предварительно маркировать (выделять).

Для маркировки фрагмента текста следует поместить курсор мыши в начало или в конец нужного фрагмента, отбуксировать мышь при нажатой левой кнопке в другой конец фрагмента и отпустить кнопку мыши.

Для маркировки слова следует дважды щелкнуть на нем левой кнопкой мыши.

Для маркировки всего предложения следует выполнить щелчок мышью на любом символе предложения при нажатой клавише Ctrl.

Чтобы маркировать целую строку, следует поместить курсор мыши в позицию слева от первого слова строки и нажать левую кнопку мыши. При этом курсор приобретает вид стрелки, указывающий вправо вверх.

Для маркировки абзаца нужно установить курсор мыши на полосу выделения напротив нужного абзаца и сделать двойной клик мышью или установить курсор мыши в любое место абзаца и сделать тройной клик мышью.

Для маркировки всего текста в меню Правка следует вызвать команду Выделить все или воспользоваться комбинацией клавиш Ctrl+A. Можно также трижды щелкнуть слева от текста.

Для маркировки фрагмента текста с помощью клавиатуры необходимо вначале поместить курсор на символ или слово внутри маркируемого фрагмента. Далее следует нажать клавишу Shift и, удерживая ее, нажать клавишу управления курсором , если необходимо маркировать символы в строке справа от позиций курсора. Для маркировки символов слева от позиции курсора следует выполнить описанные действия с клавиатурой, используя клавишу управления курсором . Для распространения маркировки по строкам вверх или вниз необходимо нажать клавиши курсором  или  соответственно при нажатой клавише Shift. Для расширения маркировки до конца строки следует нажать клавишу End, удерживая нажатой клавишу Shift.

Для маркировки слова требуется установить курсор перед первым символом слова и нажать комбинацию клавиши Ctrl+Shift+.

Для маркировки всего предложения необходимо поместить курсор на любой символ предложения и трижды нажать функциональную клавишу F8.

Для маркировки абзаца требуется установить курсор на любой символ абзаца и четыре раза нажать клавишу F8.

Для маркировки всего документа нужно поместить курсор в первую позицию текста, нажав комбинацию клавиш Ctrl+Home, а затем одновременно нажать клавиши Ctrl+Shift+End. Можно также пять раз нажать функциональную клавишу F8.

С выделенным фрагментом текста можно выполнять следующие основные операции: вырезание, копирование, вставка.

Под позиционированием курсора понимают быстрое перемещение его в нужную позицию документа.

Простейшие способы перемещения курсора по тексту были изложены при рассмотрении первого вопроса. Здесь мы остановимся на вопросе позиционирования курсора на фрагменте документа, содержащего определенную последовательность (цепочку) символов. Для этого необходимо вызвать команду Найти... из меню Правка. Если в пиктографическом меню имеется пиктограмма данной команды, то можно просто выполнить щелчок мышью на этой пиктограмме. Для вызова команды можно также нажать Ctrl+F. В результате откроется диалоговое окно Найти и заменить (рис. 3). В поле ввода Найти: этого окна следует ввести искомую цепочку символов. При нажатии клавиши Больше Вы можете выбрать дополнительные критерии поиска, связанные с написанием прописных и строчных букв, стилем оформления, шрифтом и т.д. Командная кнопка Найти далее предназначена для поиска в тексте следующего вхождения заданной цепочки символов. После нахождения нужного вхождения цепочки можно закрыть окно Найти и заменить кнопкой Отмена.

 

3. Форматирование символов и абзацев

 

Придание тексту документа желаемой формы называется форматированием.

Работая с Word 2002, Вы имеете возможность:

изменять шрифт и кегль (размер букв) набираемого текста;

устанавливать полужирный формат, курсив, подчеркивание, зачеркивание, прописные буквы и т.д.;

устанавливать межсимвольный интервал, изменять цвет текста, вводить верхние и нижние индексы.

Для форматирования символов Вы можете использовать раскрывающиеся списки и кнопки на панели инструментов форматирования.

Маркированному фрагменту текста можно задать одно из следующих начертаний: обычное, полужирное, курсив, малыми прописными или большими прописными буквами и др. Для этого следует вызвать команду Шрифт ... из меню Формат. В результате откроется  диалоговое окно Шрифт (рис. 4). В поле списка Начертание: необходимо маркировать требуемое начертание символа (обычный, курсив, полужирный, полужирный курсив). В поле группы Видоизменение можно установить опции малые прописные (капитель) или все прописные, включив соответствующие контрольные индикаторы. Для подтверждения выбора следует нажать кнопку ОК. Если в пиктографическом меню находятся пиктограммы включения/выключения начертаний символов, можно также выполнить щелчок мышью на соответствующей пиктограмме. Многократное нажатие клавиш Shift+F3 приводит к изменению написания текста прописными/строчными буквами.

Для маркированного фрагмента текста можно использовать также несколько способов подчеркивания символов. Для этого необходимо активизировать команду Шрифт... из меню Формат, раскрыть поле списка Подчеркивание:, выбрать способ подчеркивания и маркировать его. Если пиктографическое меню содержит кнопки с пиктограммами включения/выключения подчеркивания символов, то можно выполнить щелчок на соответствующей пиктограмме.

Для выделения маркированных символов перечеркиванием необходимо в поле группы Видоизменение окна Шрифт установить опцию зачеркнутый. В завершение следует выполнить щелчок на командной кнопке ОК.

Для восстановления исходного форматирования символов следует маркировать их нажать комбинацию клавиш Ctrl+пробел.

При оформлении документа можно использовать шрифты различного вида и размера. Для выбора вида шрифта необходимо активизировать команду Шрифт… в меню Формат. В открывшемся диалоговом окне Шрифт в поле списка Шрифт: следует выбрать требуемый вид шрифта. В поле предварительного просмотра Образец можно увидеть внешний вид выбранного шрифта. Вид шрифта можно также выбрать, используя после списка шрифтов расположенное в строчке форматирование пиктографического меню. Для этого необходимо открыть список и маркировать требуемый шрифт. В списке Размер: окна Шрифт можно выбрать нужный размер шрифта в пунктах (доступны стандартные размеры от 8 до 72, но возможны и пользовательские, дробные за пределами этого диапазона значений). Один пункт равен 1/72 дюйма (1 дюйм = 2,54 см). Например, символы размером 10 пунктов имеют среднюю высоту 3,53 мм. Полный доступ к настройкам шрифта осуществляется в пункте Шрифт… меню Формат или контекстного меню. Диалог имеет 3 вкладки – Шрифт, Интервал, Анимация. На вкладке Шрифт, в поле предварительного просмотра Образец будет находиться образец текста выполненный шрифтом выбранного размера. В завершение следует подтвердить выбор вида и размера шрифта щелчком на кнопке ОК. Изменить размер шрифта можно и с помощью поля списка размеров шрифта в панели инструментов «Форматирование». Для этого в открытом списке необходимо маркировать нужный размер шрифта.

Для отмены форматирования необходимо маркировать соответствующие фрагменты документа. После маркировки следует вызвать команду Шрифт… из меню Формат. В диалоговом окне Шрифт необходимо восстановить нужные параметры форматирования и подтвердить выбор командной кнопкой ОК.

В процессе форматирования абзаца выполняются следующие операции: устанавливается межстрочный интервал и отбивка между абзацами, задается выравнивание, запрещается разрыв абзаца или страничный разрыв между абзацами, создаются и изменяются стили оформления.

Для изменения расстояния между строками абзаца сначала следует установить в нем курсор. Затем нужно вызвать команду  Абзац... из меню Формат и в открывшемся диалоговом окне Абзац выбрать вкладку Отступы и интервалы (рис. 5). В поле группы Интервал имеется список междустрочный:, который открывается щелчком на стрелке, указывающей вниз. В этом списке можно выбрать нужный междустрочный интервал. Для подтверждения выполненных установок следует нажать кнопку ОК.

Для изменения расстояния между следующими друг за другом абзацами (отбивки), вначале необходимо маркировать форматируемый абзац или установить в нем курсор. Затем следует вызвать команду Абзац… из меню Формат и в открывшемся диалоговом окне выбрать вкладку Отступы и интервалы. Поле ввода перед: группы Интервал предназначено для задания величины отбивки сверху (расстояния от предыдущего абзаца до активного), а поле ввода после: этой же группы - для задания величины отбивки снизу (расстояния между активным и следующим абзацами). По умолчанию величина отбивки задается в пунктах, но в этих полях Вы сами можете задать единицу измерения. В завершении надлежит выполнить фиксацию на кнопке ОК.

Для выравнивания абзаца необходимо установить в нем курсор, вызвать команду Абзац... из меню Формат и во вкладке Отступы и интервалы открыть список Выравнивание:, выполнив щелчок на стрелке, направленной вниз. В открывшемся списке можно выбрать тип выравнивания. Для подтверждения выполненной установки надлежит нажать кнопку ОК. Пиктографическое меню обычно содержит пиктограммы команд выравнивания, поэтому абзац можно выровнять, выполнив щелчок на соответствующей пиктограмме. Для выравнивания абзаца можно использовать и клавиатуру. Чтобы выровнять абзац по левому краю, следует нажать комбинацию клавиш Ctrl+L, по правому краю - Ctrl+R, по центру - Ctrl+E, по ширине - Ctrl+J.

Для задания отступа для первой строки абзаца необходимо разместить в нем курсор и вызвать команду Абзац... из меню Формат. На экране появится диалоговое окно Абзац. В нем нужно открыть список первая строка: во вкладке Отступы и интервалы и маркировать элемент Отступ. Поле ввода на:, расположенное справа, предназначено для установки величины отступа первой строки абзаца. По умолчанию отступ задается в сантиметрах, но здесь можно указать и другие единицы измерения (пункты, дюймы). Чтобы подтвердить выполнение установки, следует нажать кнопку ОК.

В документе можно также запретить перенос абзацев с одной страницы на другую, при котором первая или последняя строка абзаца находится на одной странице (так называемые висячие строки), а весь абзац - на другой. Для этого необходимо разместить курсор в абзаце, который желательно не разрывать, и выбрать команду Абзац... в меню Формат или вызвать ту же команду из контекстно-зависимого меню, которое открывается нажатием правой кнопки мыши на этом абзаце. На экране появится диалоговое окно Абзац, в котором нужно выбрать вкладку Положение на странице. В поле группы Разбивка на страницы нужно активизировать опцию запрет висячих строк. В завершении следует нажать кнопку ОК. В поле группы Разбивка на страницы опция не отрывать от следующего позволяет разместить заголовок и следующий за ним абзац на одной странице.

Для изменения стиля оформления абзаца необходимо установить в нем курсор и открыть поле списка стилей в строке форматирования пиктографического меню. В открывшемся списке следует маркировать один из предлагаемых Word 2002 по умолчанию стилей оформления, который будет назначен форматируемому абзацу.

 

4. Проверка правописания. Автотекст и автозамена

 

Для проверки правописания набранного текста необходимо выбрать команду Правописание… в меню Сервис  или щелкнуть на соответствующей пиктограмме панели инструментов. Word 2002 начинает проверять текст всегда с того места, где находится курсор, до конца текста. Если Word 2002 находит слово с ошибкой, то появляется диалоговое окно проверки орфографии. Для внесения исправлений выберите правильное слово в поле Варианты или щелкните мышью в поле Нет в словаре и наберите правильно написанное слово. После этого нажмите кнопку Заменить, чтобы ввести изменения в текст документа. Если Вы нажмете кнопку Заменить все, то Word 2002 будет автоматически заменять это слово на указанное Вами правильное написание каждый раз по мере того, как оно будет встречаться в тексте. Если Вы не хотите изменять предложенное слово, то нажмите кнопку Пропустить. Если Вы нажмете кнопку Пропустить все, то Word 2002 при дальнейшей проверке текста будет пропускать это слово.

Для установки опций проверки правописания Вам следует выбрать команду Параметры… в меню Сервис и вкладку Правописание. При этом Вы увидите диалоговое окно (рис. 6), в котором можно выбрать несколько опций.

С помощью Word 2002 Вы можете проверять орфографию в документах, написанных на разных языках. Для этого Вам надо выделить соответствующие участки текста и указать язык, на котором они написаны, с помощью команды Язык/Выбрать язык… в меню Сервис. Помимо этого у Вас должны быть словари для указанных языков.

Вы можете остановить проверку правописания в любой момент. Для этого во время работы с окном дважды щелкните мышью на значке системного меню диалогового окна Правописание или нажмите комбинацию клавиш Alt+F4. Вы можете также использовать кнопку Отмена в этом же окне.

Кроме того, Вы можете в любой момент приостановить проверку правописания на некоторое время, например, чтобы внести некоторые изменения в текст документа. Для этого нужно дважды щелкнуть в любом месте рабочей области окна документа. После этого Вы можете исправлять текст. Для того чтобы продолжить проверку правописания, щелкните мышью на кнопке Возобновить в диалоговом окне Правописание. Проверка продолжится с того места, в котором находится курсор.

Подбор синонимов/антонимов предназначен для стилистической обработки текста, что в конечном итоге служит лучшему восприятию информации, заключенной в документе. Для замены слова синонимом выделите это слово в тексте. Затем выберите команду Язык/Тезаурус… в меню Сервис или нажмите комбинацию клавиш Shift+F7. Из поля - списка Значения: выберите значение, в котором используется это слово. Из списка, расположенного справа Заменить на: выберите наиболее подходящий синоним. Закончите диалог с помощью кнопки Заменить. Если Вы не нашли замены, то нажмите кнопку Отмена или клавишу Esc.

Для создания элемента автотекста необходимо:

1. Выделить фрагмент документа, который Вы хотите запомнить в качестве элемента автотекста.

2. Запустить команду Автотекст/Автотекст… из меню Вставка. Появится диалоговое окно, вид которого представлен на рис. 7.

3. В поле Имя элемента: вкладки Автотекст нужно ввести имя (до 32 символов) и кликнуть кнопку Добавить.

Если Вы точно помните имя элемента автотекста, то для его вставки в документ достаточно:

1. Перевести текстовый курсор в место вставки.

2. Ввести имя элемента автотекста.

3. Нажать клавишу F3.

Если же Вы забыли имя вставленного элемента, то используйте команду Автотекст/Автотекст… из меню Вставка.

Для удаления элемента автотекста достаточно выделить его имя в списке Имя элемента: во вкладке Автотекст и кликнуть кнопку Удалить.

Автозамена используется для автоматической замены неправильно набираемых слов в тексте. Для этого используется команда Автотекст/Автотекст… из меню Вставка и вкладка Автозамена (рис. 8). В поле заменить: вводится неправильно набираемое слово, а в поле на: - слово для замены.

 

Контрольные вопросы

 

1.      Для чего целесообразно использовать клавишу Enter?

2.      Как ввести в текст спецсимвол?

3.      Как отобразить на экране непечатаемые символы?

4.      Как с помощью клавиатуры переместиться в начало (конец) документа, в начало (конец) окна?

5.      Каким образом можно осуществить переход к фрагменту документа, использую команду "Перейти" из меню "Правка"?

6.      Как маркировать слово (строку, предложение, абзац, фрагмент текста, весь текст) с помощью мыши (клавиатуры)?

7.      Какие операции можно выполнить с выделенным блоком?

8.      Что такое позиционирование курсора?

9.      Как позиционировать курсор на фрагменте документа, содержащего определенную последовательность (цепочку) символов?

10. Что такое форматирование?

11. Какие возможности предоставляет Word 2002 при форматировании символов (текста)?

12. Как изменить межстрочный интервал?

13. Как изменить расстояние между абзацами?

14. Что нужно сделать для выравнивания абзаца по левому краю (по центру, по правому краю, по ширине)?

15. Как задать отступ для первой строки абзаца?

16. Как осуществить запрет "висячих строк"?

17. Как изменить стиль оформления абзаца?

18. Как запустить команду проверки правописания набранного текста?

19. Какими опциями проверки правописания Вы можете воспользоваться?

20. Как подобрать синоним (антоним) к слову?

21. Как создать (удалить) элемент автотекста?

22. Как вставить в документ элемент автотекста?

23. Для чего и как используется элемент автозамены?


Тема № 3

ОФОРМЛЕНИЕ И ПЕЧАТЬ ДОКУМЕНТА

 

Вопросы: 1. Стилевое оформление, шаблон и мастер.

                 2. Обрамление абзаца и страницы. Списки и колонки.

                 3. Оформление страниц и печать документа.

 

1. Стилевое оформление, шаблон и мастер

 

Стилем называется группа форматов, обозначенная уникальным именем.

Стиль можно рассматривать как команду форматирования, которую Вы сами создали. Для создания стиля необходимо выбрать форматы, которые Вы хотите применить (шрифт, выравнивание, отступы и т.д.) и дать этой  группе форматов уникальное имя. После этого Вы можете за один шаг применить всю группу выбранных форматов. Достаточно выделить текст, который требуется отформатировать, а затем в списке Стиль (на панели инструментов форматирования) выбрать имя нужного стиля.

Для форматирования текста можно использовать стили следующих видов:

стиль абзаца;

стиль знака;

стиль таблицы.

Стиль абзаца управляет внешним видом абзаца (шрифтом, кеглем шрифта, межстрочным интервалом, выравниванием текста, позициями табуляции и т.д.).

Стиль знака управляет внешним видом отдельных символов, слов или фраз и может включать в себя все форматы, которые устанавливаются в диалоговом окне Шрифт.

Стиль таблицы управляет внешним видом таблицы (сеткой, шрифтом, межстрочным интервалом, выравниванием текста и др.).

Чтобы применить стиль, достаточно выделить текст, который требуется отформатировать, а затем в списке Стиль (на панели инструментов форматирования) выбрать имя стиля. Чтобы применить стиль к абзацу, достаточно установить курсор в любом  месте форматируемого абзаца. Чтобы применить стиль символов необходимо выделить весь текст, который нужно отформатировать.

Для создания стиля необходимо использовать диалоговое окно Стиль, которое открывается командой Стили и форматирование… из меню Формат, кнопкой Создать стиль.

Вы можете самостоятельно отформатировать документ с помощью стандартных стилей. Для этого можно использовать команду Автоформат/Параметры… из меню Формат.

Шаблон является заготовкой для всех документов определенного типа. В шаблоны можно включить текст и графику, которые должны присутствовать во всех документах данного типа. Каждый шаблон Word 2002 связан с определенным набором стилей. В системе Word 2002 имеются шаблоны некоторых распространенных типов документов, например, писем, служебных записок, отчетов и т.п.

Для изменения общего вида документа в соответствии с каким-либо шаблоном необходимо запустить команду Тема… из меню Формат и, нажав кнопку Библиотека стилей…, выбрать нужный шаблон в списке имеющихся шаблонов. При создании нового документа Вы также можете выбрать подходящий шаблон на вкладках диалогового окна Создание документа (рис. 2).

 

2. Обрамление абзаца и страницы

 

Чтобы выбрать необходимый для обрамления абзаца или страницы тип линий; добавить линии обрамления с любой стороны выделенного абзаца; нарисовать рамку; выбрать узор для заливки выделенных абзацев; удалить обрамления, - нужно запустить команду Границы и заливка… из меню Формат. Появляется диалоговое окно, имеющее вкладки: Граница, Страница и Заливка (рис. 9).

На панелях вкладок Граница и Страница Вы можете выбрать:

тип обрамления;

величину промежутка между обрамлением и выделенным абзацем;

тип линии обрамления;

цвет для линии обрамления.

С помощью вкладки Заливка Вы можете выбрать:

тип узора для заливки обрамления;

цвет точек и линий в выбранном узоре;

цвет фона в узоре.

Для создания маркированного списка достаточно:

1. Выделить набранный список.

2. Кликнуть мышью кнопку маркирования списка на панели инструментов или выбрать команду Список… из меню Формат.

Процедура создания простого нумерованного списка аналогична созданию маркированного списка. Вместо кнопки Маркеры используется кнопка Нумерация на панели инструментов форматирования. Способ нумерации Вы можете выбрать на вкладке Нумерованный диалогового окна Список, вызываемого командой Список… из меню Формат.

Для создания многоуровневого списка используется вкладка Многоуровневый диалогового окна Список. На этой вкладке Вы можете выбрать различные способы иерархической нумерации пунктов списка.

Для создания многоколоночного текста нужно кликнуть кнопку Столбцы на стандартной панели инструментов. В появившемся окошке Вы можете выделить мышью нужное число колонок.

Увидеть на экране многоколоночный текст можно в режиме разметки страницы или в режиме предварительного просмотра.

Для создания многоколоночного текста Вы можете также воспользоваться командой Колонки… из меню Формат. По этой команде на экране открывается диалоговое окно Колонки. В этом окне Вы можете указать тип колонок, их количество, ширину, интервал между колонками и т. д. Вы можете изменять ширину колонок, перемещая мышью их маркеры по горизонтальной линейке.

 

3. Оформление страниц и печать документа

 

Для установки размеров бумаги и выбора ориентации листа используется вкладка Размер бумаги диалогового окна Параметры страницы (рис. 10). Это окно открывается по команде Параметры страницы… из меню Файл. При помощи полей Размер бумаги:, Ширина: и Высота: Вы можете устанавливать размеры бумаги.

Для изменения ширины полей в документе можно использовать вкладку Поля диалогового окна Параметры страницы. Устанавливая нужные Вам значения в полях Верхнее: и Нижнее:, Левое: и Правое: Вы можете изменить размеры соответствующих полей документа. Величина поля переплета указывается в поле Переплет:. Ориентация листа бумаги выбирается в поле Ориентация.

Для выравнивания текста по вертикали необходимо открыть диалоговое окно Параметры страницы на вкладке Источник бумаги. Тип вертикального выравнивания выбирается из списка в поле Вертикальное выравнивание:.

Когда документ не помещается на листе бумаги, Word 2002 автоматически начинает новую страницу. При желании Вы можете устанавливать начало следующей страницы в любом месте документа. Для этого нужно:

1. Установить курсор в начало строки, с которой будет начинаться следующая страница.

2. Нажать комбинацию клавиш Ctrl+Enter.

Для вставки в документ номеров страниц необходимо:

1. Установить курсор в том разделе, в котором нужно добавить номера страниц.

2. Запустить команду Номера страниц… из меню Вставка.

В раскрывшемся диалоговом окне Вы можете задать положение, выравнивание и формат номеров страниц в разделе. Номера страниц можно увидеть, запустив команду Разметка страницы из меню Вид или Предварительный просмотр из меню Файл.

Текст, выводимый в верхнем (или нижнем) поле каждой страницы называется колонтитулом. Для создания колонтитула необходимо запустить команду Колонтитулы из меню Вид. В результате происходит переключение в режим разметки страницы и на экран выводится панель инструментов Колонтитулы. Для регулирования местоположения колонтитула по вертикали используется панель От края до колонтитула в диалоговом окне Параметры страницы… (вкладка Поля). Текст колонтитулов можно форматировать так же, как и обычный текст.

Перед тем как Вы начнете печатать документ, целесообразно просмотреть его на экране дисплея в том виде как он будет напечатан. Для этого используется режим предварительного просмотра. Для того чтобы переключиться в этот режим нужно выбрать команду Предварительный просмотр в меню Файл или щелкнуть на пиктограмме предварительного просмотра стандартной панели инструментов. Страница документа, которая появится на экране, выглядит точно так же, как она будет напечатана на принтере. Вы можете изменять масштаб изображения при помощи мыши и специальной панели инструментов.

Чтобы напечатать документ на принтере можно воспользоваться следующими способами:

нажать кнопку с изображением принтера на стандартной панели инструментов;

выбрать команду Печать… в меню Файл;

нажать комбинацию клавиш Сtrl+P.

В диалоговом окне печати (рис. 11), которое появляется после запуска команды Печать… из меню Файл  можно указать дополнительные сведения:

что печатать;

число копий документа;

диапазон страниц.

Группа полей выбора Страницы позволяет:

напечатать весь документ;

напечатать текущую страницу;

напечатать избранные страницы.

Если Вы выберите команду Параметры… меню Сервис, на экране появится диалоговое окно, в котором Вы можете выбрать вкладку Печать. Здесь Вы можете нажать указать дополнительные опции печати. Так, при выборе опции черновой, на принтере будет распечатана копия с минимальным форматированием, для того чтобы Вы могли проверить сам текст. При выборе опции в обратном порядке печать начнется с последней страницы. С помощью опции обновлять поля Word 2002 будет автоматически обновлять поля, вставленные в текст документа перед печатью, например, поля времени и даты.

 

Контрольные вопросы

 

1.      Что такое стиль и для чего он применяется?

2.      Что нужно сделать, для того чтобы применить стиль к абзацу (символу)?

3.      Как создать стиль абзаца (символа)?

4.      Что такое шаблон и как его выбрать?

5.      Как выбрать для обрамления страницы или абзаца тип линий, нарисовать рамку, выбрать узор для заливки выделенных абзацев?

6.      Как создать маркированный (нумерованный, многоуровневый) список?

7.      Как создать многоколоночный текст?

8.      В каком режиме просмотра Вы можете увидеть текст, отформатированный в несколько колонок?

9.      Как установить размер бумаги, ориентацию листа и ширину его полей?

10. Как выровнять текст по вертикали?

11. Как установить начало следующей страницы в любом месте документа?

12. Как вставить в документ номера страниц?

13. Что такое колонтитул и как его создать?

14. Каким образом можно выровнять колонтитул по вертикали?

15. Как осуществить просмотр документа на экране дисплея в том виде, в каком он будет отпечатан?

16. Какими способами можно отпечатать документ?


Тема № 4

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕКСТОВОГО РЕДАКТОРА WORD 2002

 

Вопросы: 1. Создание таблиц.

                  2. Разработка форм и создание макросов.

                  3. Копирование и встраивание объектов.

                  4. Работа с большими документами.

 

1. Создание таблиц

 

Word 2002 предусматривает два способа создания таблицы:

преобразование в таблицу существующего текста;

создание пустой таблицы с последующим заполнением ячеек.

Для того чтобы преобразовать текст в таблицу, выполните следующие действия:

1. Наберите текст построчно и в конце каждой строки нажимайте клавишу Enter (по количеству символов, посылаемых клавишей Enter, Word 2002 определит число строк будущей таблицы). При наборе конкретной строки отделяйте текст одной ячейки от текста другой клавишей Tab, посланных при наборе одной строки, Word 2002 определит число столбцов таблицы).

2. Выделите текст, который необходимо преобразовать в таблицу.

3. Включите отображение сетки таблицы с помощью команды Отображать сетку в меню Таблица.

4. Выберите команду Преобразовать в таблицу… в меню Таблица подменю Вставить.

5. В появившемся диалоговом окне в группе полей Разделитель выберите поле знак табуляции.

6. Нажмите кнопку ОК.

Для создания пустой таблицы разместите курсор в позиции, где должна быть расположена таблица и вызовите команду Добавить и Таблица из меню Таблица. В результате на экране появится диалоговое окно Вставка таблицы. В полях ввода Число столбцов: и Число строк: можно задать, используя клавиатуру или расположенные справа кнопки со стрелками, количество столбцов и строк таблицы. Для вставки таблицы в документ необходимо нажать кнопку ОК.

Для построения таблицы можно также использовать специальную пиктограмму из стандартной панели инструментов. Для этого следует установить курсор ввода в позиции Добавить таблицу и выполнить щелчок на этой пиктограмме. На экране появится окно с прототипом таблицы. Перемещая по нему мышь, можно определить размер таблицы (количество столбцов и строк). Соответствующие значения будут отображены в нижней строке окна прототипа. Как только кнопка мыши будет отпущена, размер таблицы зафиксируется и она отобразиться на экране.

Для перемещения курсора по ячейкам таблицы используется клавиша Tab. Отдельные столбцы, строки и ячейки таблицы можно маркировать с помощью подменю Выделить из меню Таблица или с помощью мыши.

Команды редактирования таблиц находятся в меню Таблица. С помощью этого меню можно добавлять, удалять, разбивать и объединять ячейки, а также создавать таблицы с различным оформлением.

Для вставки столбцов в таблицу следует маркировать столько столбцов, сколько необходимо вставить, вызвать из меню Таблица подменю Добавить команду Столбцы слева или Столбцы справа. Новые столбцы будут вставлены в таблицу слева или справа от маркированных, в соответствии с выбранной командой. После вставки новые столбцы маркируются.

Для вставки строк следует маркировать столько строк, сколько необходимо вставить и вызвать из меню Таблица подменю Добавить, а затем, по необходимости, либо команду Строки ниже, либо команду Строки выше. Word 2002 вставит новые строки и маркирует их. Для вставки строк за последней строкой таблицы надлежит установить курсор в начало абзаца, следующего за таблицей, и вызвать команду Строки выше из подменю Вставить меню Таблица. Тогда откроется диалоговое окно Добавление строк, в котором в поле ввода Число строк: можно задать число вставляемых строк. Если, находясь в последней ячейке таблицы, Вы нажмете клавишу Tab, Word 2002 автоматически добавит в конец таблицы новую строку.

Для того чтобы удалить всю таблицу, столбцы, строки или ячейки таблицы, необходимо их маркировать и выбрать из меню Таблица подменю Удалить и, соответственно, команду Таблица, Столбцы, Строки или Ячейки.

Вы можете регулировать ширину столбцов (высоту строк), перемещая мышью бегунок на управляющей горизонтальной (вертикальной) линейке. Размеры всей таблицы или отдельных ее ячеек Вы можете изменять с помощью команды Свойства таблицы из меню Таблица. Эту команду Вы можете выбрать только в том случае, если курсор находится внутри таблицы.

 

2. Разработка форм и создание макросов

 

Форма – это разновидность бланка с частично напечатанным текстом. Формы предназначены для составления документов по определённому стандарту.

В форме ввод данных допускается только в заранее определенные поля.

Для создания формы целесообразно использовать панель инструментов Формы, которая отображается на экране командой Панели инструментов/Формы из меню Вид.

Текстовое поле формы предназначено для ввода в форму различных типов текста. Для вставки текстового поля в форму необходимо нажать кнопку Текстовое поле на панели инструментов «Формы».

Поле формы типа Поле со списком предоставляет Вам список элементов, из которого Вы можете сделать выбор. Для вставки поля со списком в форму необходимо нажать кнопку Поле со списком на панели инструментов Формы.

Поле формы типа Флажок действует по принципу переключателя и позволяет быстро вводить ответ (типа да/нет). Для вставки поля – флажка в форму необходимо нажать кнопку Флажок на панели инструментов «Формы».

Часто используемую последовательность операций можно объявить макросом. Вызов этого макроса будет приводить к выполнению составляющих его операций в заданной последовательности. Для создания макроса достаточно дважды кликнуть переключатель ЗАП в строке состояния. На экран выводится диалоговое окно Запись макроса (рис 12), с помощью которого можно перейти в режим записи макроса.

Панель Запись появляется на экране в режиме записи макроса. С помощью кнопок этой панели Вы можете управлять процессом записи. Левая кнопка этой панели завершает процесс записи макроса. Правая кнопка работает как кнопка Пауза, т. е. Вы можете приостановить запись и выполнить операции, которые не должны войти в макрос.

Запустить макрос на выполнение можно с помощью назначенных "горячих клавиш", кнопок панели инструментов или команд меню. Эти назначения производятся в диалоговом окне Настройка, вызываемого командой Настройка из меню Сервис. Кроме этого Вы можете открыть окно Макрос (команда Макрос/Макросы… из меню Сервис), выделить нужный макрос в списке Имя: и кликнуть кнопку Выполнить.

 

3. Копирование и встраивание объектов

 

Для копирования и вставки объектов практически во всех Windows - программах имеются стандартные команды - Вырезать, Копировать и Вставить.

Для того чтобы скопировать фрагмент документа и вставить его в другое место данного документа или в другой документ необходимо маркировать этот фрагмент и либо вызвать команду Копировать из меню Правка, либо выполнить фиксацию на пиктограмме команды копирования. Можно также нажать комбинацию клавиш Ctrl+С. В результате маркированный фрагмент документа будет помещен в буфер промежуточного хранения Windows (Clipboard). Затем следует разместить курсор в той части документа, где должен быть вставлен маркированный фрагмент. Вставить фрагмент можно тремя способами: вызвав команду Вставить из меню Правка; выполнив фиксацию на пиктограмме команды вставки, или нажав комбинацию клавиш Ctrl+V. Удалить маркированный фрагмент и поместить его в буфер промежуточного хранения Windows можно также тремя способами: вызвав команду Вырезать из меню Правка, щелкнув на пиктограмме команды вырезания в пиктографическом меню, нажав комбинацию клавиш Ctrl+X. Перед вставкой фрагмента необходимо также разместить курсор в позиции вставки, а затем либо активизировать команду Вставить из меню Правка, либо выполнить фиксацию на пиктограмме команды вставки, либо нажать комбинацию клавиш Ctrl+V. Для того чтобы копировать фрагменты документа с помощью мыши необходимо установить курсор мыши  в любом месте маркированного фрагмента, нажать и удерживать левую кнопку манипулятора. Рядом с курсором мыши появится небольшой прямоугольник, свидетельствующий о том, что Вы находитесь в режиме перемещения и размещения (Drag and Drop). Затем следует разместить курсор мыши с изображением прямоугольника в позиции вставки маркированного фрагмента и отпустить кнопку манипулятора. В результате маркированный фрагмент будет удален и размещен в новой позиции. Аналогичным образом можно копировать маркированные фрагменты документа, не удаляя их с исходного места. Для этого надлежит одновременно нажать и удерживать нажатыми клавишу Ctrl и левую кнопку мыши. Рядом с курсором мыши появятся прямоугольник и плюс, свидетельствующий о том, что маркированный фрагмент документа скопирован. Затем следует переменить курсор мыши, дополненный прямоугольником и знаком плюс, в позицию вставки маркированного фрагмента и отпустить кнопку манипулятора. Маркированный фрагмент будет скопирован и вставлен в новой позиции. При этом буфер промежуточного хранения не используется.

Для того чтобы вставить рисунок в текст необходимо в начале установить курсор в нужное место текста. Затем выбрать команду Рисунок/Картинки… или Рисунок/Из файла… из меню Вставка. Во втором случае надо в диалоговом окне указать тип, имя файла и его местонахождение. В завершении нажать кнопку OK. В процессе работы с Word 2002 Вы можете вставить в документ тексты, созданные с помощью других программ обработки текстов. Для этого необходимо установить курсор в позицию вставки текста, созданного с помощью другой программы обработки текстов, и запустить команду Файл…  из меню Вставка. Откроется диалоговое окно, в котором необходимо указать тип, имя файла и его местонахождение, после чего нажать кнопку ОК.

С помощью встроенного в Word 2002 графического редактора Вы можете создавать рисунки в тексте документа, используя функции рисования геометрических объектов: линий, прямоугольников, кругов, элементов блок-схем, алгоритмов, выносок и т.д. Для того чтобы начать создание рисунка, Вы можете нажать кнопку Автофигуры панели инструментов «Рисование» и воспользоваться кнопками с соответствующими пиктограммами. С помощью этой панели Вы можете создавать в своем документе эффективные надписи, например, для поздравлений, объявлений, рекламы и т.п.

С помощью прикладной программы Equation Editor (Редактор формул), входящий в состав Word 2002, в текст документа можно вставить математические формулы и символы. Для этого необходимо установить курсор в позицию вставки первого символа математической формулы и вызвать команду Объект... из меню Вставка. В диалоговом окне Объект следует выбрать элемент Microsoft Equation (Редактор Формул). Для подтверждения выбора надлежит нажать кнопку ОК. Если пиктографическое меню содержит пиктограмму команды вызова Редактора формул, достаточно выполнить фиксацию на этой пиктограмме. В позиции курсора появится рамка, а на экране - панель инструментов Формула, содержащая пиктограммы для ввода математических символов и задания шаблонов. Первая строка панели содержит пиктограммы для ввода математических символов. Символы объединены в группы по функциональному назначению. Для вставки символа необходимо  выполнить функцию на поле группы, содержащей нужный символ. В результате откроется полный список доступных в этой группе символов. Далее следует щелкнуть мышью на нужном символе в группе. В результате символ будет вставлен в формулу. Вторая строка содержит пиктограммы для задания шаблонов математических выражений, таких как дробь, радикал, интеграл, матрица и т.д. Вставка шаблонов выполняется также как и математических символов. В редакторе формул курсор имеет L-образную форму. Горизонтальная и вертикальная линии указывают, в каком месте будет введен следующий элемент. Для форматирования формул и математических символов предназначены меню Формат и Размер Редактора формул. После окончания ввода формулы следует щелкнуть мышью за пределами этой формулы, тогда исчезнет меню и окно Редактора формул, а сама формула будет заключена в рамку. Повторный щелчок вне этой рамки позволяет вернуться в режим ввода текста. Чтобы исправить формулу необходимо выполнить на ней двойную фиксации.

 

4. Работа с большими документами

 

Прежде чем приступать к работе с большими документами, целесообразно разработать их структуру. Для разработки структуры документа необходимо перейти в режим структуры.

Сначала вводятся все заголовки документа, подзаголовки (а если нужно, то и подзаголовки).

По умолчанию всем вводимым заголовкам присваивается уровень 1.

Используя панель инструментов структуры, Вы можете изменять уровни заголовков в соответствии с желаемой структурой документа

После того как структура документа создана, оглавление можно получить почти автоматически.

Для этого необходимо установить текстовый курсор в нужную позицию и запустить команду Оглавление и указатели… из меню Вставка подменю Ссылка. Появляется диалоговое окно, показанное на рис. 13.

На вкладке Оглавление открываются диалоговые окна, где Вы можете выбрать формат оглавления, установить ввод номеров страниц в оглавлении и т.д.

Для вставки заголовка таблицы или рисунка необходимо:

1. Выделить таблицу (рисунок).

2. Запустить команду Название… из меню Вставка подменю Ссылка.

3. На экране появится диалоговое окно Название. С помощью этого окна Вы можете сформировать заголовок для выделенного объекта.

Для создания списка иллюстраций используется вкладка Список иллюстраций диалогового окна Оглавление и указатели (команда Оглавление и указатели… из меню Вставка подменю Ссылка).

С помощью Word 2002 Вы можете оформить документ сносками (обычными и концевыми) и примечаниями.

Обычная сноска располагается в нижней части страницы или внизу текста. Концевая сноска выполняется в конце документа (или в конце раздела). В один документ можно включить сноски обоих типов.

Сноска включает в себя маркер сноски и текст сноски.

Если Вы желаете оформить сноску, то вначале Вам нужно установить курсор в то место в тексте, где будет находиться маркер сноски, и запустить команду Сноска… из меню Вставка подменю Ссылка.

На экране появится диалоговое окно Сноски, в котором Вы можете выбрать тип сноски, тип маркера и т.д.

Текст сноски вводится в специальное окно, которое автоматически открывается после работы с окном Сноски.

В режиме обычного просмотра видны только маркеры сносок. Тексты сносок можно просмотреть в режиме разметки страницы. Чтобы отредактировать текст сноски достаточно сделать двойной клик мышью на маркере нужной сноски. При этом на экране снова появляется окно ввода текста, в котором Вы можете просмотреть и отредактировать текст сноски.

Чтобы удалить вставленную сноску, достаточно выделить её маркер и нажать клавишу Del. При этом автоматически изменяются значения маркеров остальных сносок.

Для вставки примечания необходимо:

1. Выделить текст, к которому будет относиться примечание.

2. Запустить команду Примечание из меню Вставка.

После этого на экране откроется окно примечаний. Работа с окном примечаний аналогична работе с окном сносок. При этом маркер примечаний представляет собой скрытый код.

При работе с большими документами Вы можете создать иерархическую структуру в виде главного и вложенных документов.

Главный документ – это, по сути, "папка", в которую сложены документы более низкого уровня.

Для создания главного документа необходимо перейти в Режим структуры командой Структура из меню Вид или с помощью кнопок в нижней части окна Word и выбрать команду Главный документ.

Панель инструментов главного документа похожа на панель инструментов структуры и работает аналогично.

Для создания вложенных документов необходимо:

1. Выделить заголовки и текст, который требуется разбить на поддокументы.

2. На панели инструментов главного документа кликнуть команду создания вложенного документа.

При сохранении главного документа все вложенные документы автоматически сохраняются в отдельных файлах.

 

Контрольные вопросы

 

1.      Какими способами можно создать таблицу?

2.      Как добавить (удалить) столбцы (строки) в таблице?

3.      Как быстрее всего добавить в конец таблицы новую строку?

4.      Как изменить ширину столбцов (высоту строк) в таблице?

5.      Как изменить размеры всей таблицы?

6.      Что такое форма?

7.      Как создать форму?

8.      Как вставить "Текстовое поле" ("Поле со списком", поле типа "Флажок") в форму?

9.      Что такое макрос и как его создать?

10. Как запустить макрос на выполнение?

11. Как скопировать фрагмент документа и вставить его в другое место документа или в другой документ?

12. В каком режиме вводятся заголовки и подзаголовки документа?

13. Как создать оглавление документа, если структура документа уже создана?

14.  Как вставить заголовок таблицы или рисунка?

15.  Как создать список иллюстраций?

16.  Где располагается обычная (концевая) сноска в документе?

17.  Можно ли в один документ включить обычную и концевую сноску?

18.  Что включает в себя сноска?

19.  Как оформить (удалить) сноску?

20. Как вставить примечание?

21.  Как создать главный документ?

22. Что нужно сделать для создания вложенных документов?

Hosted by uCoz