КОМПЬЮТЕРНЫЙ ПРАКТИКУМ

 

1.      Практикум по работе в операционной среде MS DOS и с программой Norton Commander.

2.      Практикум по работе со специальным программным обеспечением.

3.      Практикум по работе в операционной среде Windows XP.

4.      Практикум по работе с текстовым редактором Word 2002.

5.      Практикум по работе с электронными таблицами Excel 2002.

6.      Практикум по работе с системой управления базами данных Access 2002.

7.      Практикум по работе с презентатором PowerPoint 2002.

8.      Практикум по работе с системой управления собственной информацией Outlook 2002.

9.      Практикум по работе в сети Internet.

10. Практикум по созданию Web-страниц и Web-сайтов.

11. Практикум по основам программирования.

12. Практикум по программированию на языках высокого уровня QuickBASIC и Турбо-Паскаль.


ПрактиКУМ по работе в операционной среде MS DOS

и с программой Norton Commander

 

1. Работа с файлами и каталогами в среде MS DOS

 

1. Создание, переименование, копирование, удаление файлов:

a)      находясь в DOS с помощью текстового редактора создать текстовый файл exam.txt (в корневом каталоге С:\), записав в него текст: "Мы изучаем информатику";

b)     переименовать файл exam.txt в exam1.txt, используя команду DOS ren;

c)     командой DOS скопировать файл exam1.txt в каталог NC;

d)     удалить файлы exam.txt и exam1.txt с помощью команды DOS del.

 

2. Изменение текущего каталога, создание, просмотр, уничтожение каталогов командами DOS:

a)      сделать текущим дисковод С;

b)     сделать текущим каталог NC;

c)     просмотреть каталог NC;

d)     создать каталог EXAM6 в каталоге NC;

e)     сделать текущим корневой каталог С:\;

f)      удалить каталог EXAM6.

 

2. Работа с файлами и каталогами в Norton Commander

 

1. Выбор, копирование, перемещение, быстрый просмотр, редактирование, поиск, удаление файлов:

a)      запустить NC;

b)     создать каталог EXAM7;

c)     сделать текущим на левой панели каталог EXAM7, на правой - каталог DOS;

d)     выбрать файлы *.hlp в каталоге DOS;

e)     скопировать выбранные файлы в каталог EXAM7;

f)      сoздать каталог EXAM8 в каталоге EXAM7;

g)     переместить 2 файла из каталога EXAM7 в каталог EXAM8;

h)     просмотреть файл nc.hlp в каталоге NC (быстрый просмотр файла nc.hlp);

i)       вызвать для редактирования файл nc.hlp., дописать в первой строке слово "ИНФОРМАТИКА", сохранить файл nc.hlp. и выйти из режима  редактирования;

j)       найти файл edit.com;

k)     удалить все файлы из каталогов EXAM7 и EXAM8.

 

2. Создание, копирование, перемещение, быстрый переход, удаление каталогов:

a)      создать каталог EXAM8 в корневом каталоге;

b)     скопировать каталог EXAM8 в каталог NC;

c)     переместить каталог EXAM8 из каталога NC в каталог DOS;

d)     вывести дерево каталогов на правую панель и быстро перейти в каталог EXAM8;

e)     удалить каталог EXAM8.

 

3. Norton Commander: управляющее меню

 

1. Команды управляющего меню:

a)      активизировать управляющее меню NC;

b)     раскрыть последовательно каждую из команд меню;

c)     просмотреть дерево каталогов;

d)     просмотреть журнал команд;

e)     включить (выключить) отображение меню при запуске;

f)      изменить порядок вывода имен файлов - по времени создания;

g)     провести уборку диска, удалив временные файлы.

 

2. Получение информации о компьютере:

вывести на экран с помощью управляющего меню информацию о компьютере и прокомментировать ее.


ПрактиКУМ по работе со специальным программным обеспечением

 

1. Архивация:

заархивируйте тремя различными архиваторами: WinRAR, PKZIP, ARJ антивирусную программу DRWEB. На основании размеров полученных файлов сделайте вывод о наиболее компактно архивирующей программе.

 

2. Борьба с компьютерными вирусами:

используя различные антивирусные программы (Aidstest, Doctor Web, Microsoft Antivirus, Антивирус Касперского), проведите проверку жесткого диска компьютера.

 

3. Конфигурирование системы (файлы config.sys, autoexec.bat, msdos.sys, io.sys, nc.mnu):

a)      найти и вывести на экран файл сonfig.sys. Объяснить назначение файла и команды device;

b)     то же для файла autoexec.bat (команда path=), установить значение path= так, чтобы Windows и NC можно было запустить из любого каталога;

c)     создать глобальное меню NC:

1 Windows

2 NC


ПрактиКУМ по работе в операционной среде

Windows 98/2000/xp

 

1. Работа с окнами:

a)      открыть программу Проводник;

b)     открыть папки Мой компьютер и Козина;

c)     с помощью контекстного меню строки состояния Панели задач расположить окна каскадом;

d)     развернуть окно папки Корзина на весь экран;

e)     с помощью клавиатуры осуществить переключение на окно папки Мой компьютер и закрыть это окно;

f)      свернуть окно папки Корзина;

g)     уменьшить размеры окна программы Проводник.

 

2. Панель задач и рабочий стол:

a)      расположить Панель задач с правой стороны экрана;

b)     сжать панель задач в полоску;

c)     изменить фон и заставку Рабочего стола.

 

3. Программа Проводник:

a)      открыть программу Проводник;

b)     в окне программы Проводник создать папку «Практика по информатике»;

c)     выделить файлы *.bmp из папки Windows;

d)     скопировать выделенные файлы в папку «Практика по информатике»;

e)     удалить из этой папки два скопированных файла;

f)      восстановить удаленные файлы;

g)     удалить «Практика по информатике».

 

4. Обмен данными между Windows – программами:

a)      запустить текстовый редактор WordPad;

b)     импортировать один из текстовых файлов;

c)     используя Буфер обмена, скопировать первые 4 строки в конец текста;

d)     в конец текста внедрить рисунок, созданный графическим редактором Paint;

e)     записать в нижней части рисунка его название;

f)      сохранить отредактированный файл под старым именем.

 

5. Особенности работы с DOS - программами:

a)      запустить сеанс DOS;

b)     изменить режим с "полноэкранного" на "окно";

c)     завершить сеанс DOS.

 

6. Работа в сети:

a)      показать список всех узлов сети;

b)     определить собственное имя компьютера и его принадлежность к рабочей группе;

c)     предоставить папку Windows в совместное использование;

d)     связать один из удаленных компьютеров с буквой диска F;

e)     установить совместный доступ к диску С «Только для чтения».

 

7. Осуществить запуск изолированной оснастки Общие папки как самостоятельного инструмента и обеспечить возможность просмотра Сеансов другого компьютера.

 

8. Обеспечить доступ Чтение к созданной Вами папке не более 3-х пользователей одновременно.

 

9. Вызвать диалоговое окно, в котором можно просмотреть все попытки изменения прав доступа к папке пользователя или группы, для которых ведется аудит.

 

10. Создать учетную запись для нового пользователя и предоставить ему права доступа Чтение к папкам и файлам локальной системы.

 

11. В роли Администратора создать локальную группу, добавив в нее трех пользователей по собственному выбору и наделив их правами Опытные пользователи.

 

12. Активизировать аудит на изолированном компьютере и обеспечить отслеживание на нем неудачных событий.

 

13. Собрать данные о производительности с локальных компьютеров и представить их в графическом виде.

 

14. В Журнале системы осуществить поиск событий, связанных со сбоем системных компонентов в процессе их загрузки.


ПрактиКУМ по работе с текстовым РЕДАКТОРОМ Word 2002

 

1. Создание, форматирование и сохранение файлов-документов

 

1. Набрать текст рецепта приготовления коктейля под названием «Клубничный коктейль»: 50 г охлажденного молока, 20 г клубничного сиропа, 20 г сливочного мороженного взболтать в миксере. Перелить в бокал, сверху положить 10 г взбитых сливок. При наборе названия коктейля использовать красный цвет шрифта, полужирное и разреженное на 20 пунктов начертание, кегль 38 пунктов, выравнивание по центру. При наборе текста сделать отбивку абзаца на 18 пунктов перед, использовать зелёным цвет шрифта, обычное начертанием, кегль 18 пунктов, выравнивание по ширине, первая строка – отступ на 1,25 см, междустрочный интервал – полуторный.

 

2. Набрать зеленым цветом, полужирным курсивом, кеглем 16 пунктов четверостишие Ф. Тютчева:

«Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить».

Выровнять текст по центру страницы, используя для этого абзацный отступ. Обвести четверостишие объемной рамкой красного цвета шириной 3 пункта. Залить текст бирюзовым цветом с узором 10%.

 

2. Подготовить бланк с приглашением на работу в Вашу фирму с отрывными листочками, на которых указан телефон фирмы.

 

3. Используя редактор формул, набрать следующее алгебраическое выражение:

 

4. При помощи панели инструментов рисования схематично изобразить ОЗУ компьютера, определив на ней основную, дополнительную, расширенную и верхнюю память.

 

4. При помощи Мастера деловых писем подготовить письмо, рекламирующее продукцию Вашей фирмы. В левом верхнем углу письма произвольным способом разместить эмблему фирмы, а в конце письма - печать, созданные при помощи панели рисования. Сохранить окончательный документ как документ Word.

 

2. Стилевое оформление, шаблон, мастер, копирование и встраивание объектов

 

1. Пользуясь текстовым процессором Word загрузить текстовый файл MS DOS, расставить в нём в правом верхнем углу страницы нумерацию страниц, в нижнем колонтитуле ввести свою фамилию, текст на третьей странице получившегося документа перекомпоновать в три колонки одинаковой ширины, а по центру средней колонки вставить произвольную картинку из библиотеки картинок Word XP. Сохранить полученный документ как документ Word.

 

2. В новом документе текстового процессора Word шрифтом Courier Cyr размером 16 пунктов сформулировать основные различия и сходства между принципами обмена информацией в DOS и Windows XP. Под полученным текстом по центру страницы вставить по технологии OLE произвольную картинку из графического редактора Paint.

 

3. Пользуясь имеющимся текстовым документом Word скомпоновать текст на первой странице таким образом, чтобы сверху примерно 5 строчек текста располагались бы стандартно в одну колонку, затем примерно 5 строк текста были бы в две колонки разной ширины, затем вставить таблицу из табличного процессора Excel и ниже рядом друг с другом две различные диаграммы также из табличного процессора Excel.

 

4. Набрать произвольный текст размером в 2 страницы. Разместить 5 первых строк текста в виде 3 колонок одинаковой ширины. Ввести заголовок колонок по стилю “Заголовок 1”. В конце первой страницы разместить таблицу из 3 столбцов и 5 строк, введя стандартные формулы. Оформить таблицу рамкой. Текст между таблицей и колонками переформатировать, используя шрифт “Ж” и размер “12”, выровнять его по центру, сделать первую строку красной. Дать таблице заголовок, используя стиль “Заголовок 2”. В конце таблицы сделать нижний колонтитул, введя в него дату и свою фамилию. На второй странице поместить верхний колонтитул, разделив весь текст на 3 абзаца, каждый с красной строки, и выровнять его по правой границе. В конце текста поместить рисунок из графического приложения CLIPART. Поставить нумерацию страниц в правом верхнем углу.

 

5. Создать собственный шаблон, имеющий следующие параметры страницы: Верхнее - 2,0; Нижнее - 2,0; Левое - 3,5; Правое - 1,5. При создании шаблона использовать стиль с именем Заголовок 1, в который входит выравнивание по центру, шрифт – Times New Roman, высотой 13 пунктов. Созданный шаблон сохранить с именем practika.dot.

 

6. Создать собственную визитную карточку размером 10см´7см. В левом верхнем углу поместить собственную эмблему, используя рисунок из CLIPART. Сделать стилевое оформление фамилии, имени и отчества, используя WORDART. Внизу разместить адрес и телефон. Сделать номер телефона разреженным.

 

7. Используя “Мастер служебных записок”, сделать документ “Служебная записка классному руководителю (декану) о дежурстве класса (группы)”. Оформить заголовок в стиле “Заголовок 1”. В конце документа, используя технологию OLE, разместить свой рисунок, выполненный в Paint. Вставить график дежурства учеников (студентов) вашего класса (группы) в табличной форме.

 

8. Сделать в табличной форме расписание занятий на неделю. Дать заголовок таблице “Расписание занятий” в стиле “Заголовок 1”.


ПрактиКУМ по работе с электронными таблицами

Excel 2002

 

1. Ввод данных и создание таблиц

 

1. Ввод данных:

a)      ввести число 65,7 в ячейку В3;

b)     ввести текст Сумма одной командой в три любых ячейки;

c)     ввести текст Москва во все ячейки интервала (А8:С12;D14:T16);

d)     ввести названия дней недели в ячейки А3:Н3 Автозаполнением;

e)     очистить таблицу.

 

2. Создание таблиц:

a)      создать таблицу, состоящую из пяти столбцов: № п/п; Наименование товара; Цена; Продано; Доход. Дать заголовок таблице «Доход от продажи товаров», заполнить таблицу пятью записями и подсчитать доход от продажи каждого товара. Столбец дохода закрасить зеленым цветом с красной рамочкой. Сохранить таблицу как книгу Microsoft Excel;

b)     создать таблицу расходов фирмы, состоящую из четырёх столбцов: наименование, средняя цена, минимальная цена (75 % от средней), максимальная цена (110 % от средней). В последних двух столбцах расчеты должны производиться автоматически;

c)     создать прайс-лист канцелярских товаров с указанием наименования товара (не менее 10), цены в $ и автоматическим пересчетом стоимости товара в рублях по курсу на текущий день;

d)     создать таблицу по расчету заработной платы, состоящую из шести столбцов: Фамилия; Должность; Оклад; Подоходный налог; Пенсионные отчисления; К выдаче. Ввести и скопировать формулы, вычисляющие подоходный налог (12% от оклада), пенсионные отчисления (1% от оклада) и результирующие выплаты. Сформировать итоговые ячейки по окладу и выплатам. Внести в таблицу 5 записей.

 

2. Расчеты и построение диаграмм

 

1. Используя функцию ЕСЛИ() оформить в виде таблицы расчёты комиссионных выплат за покупку пяти произвольных элементов недвижимости на суммы соответственно: 150000$; 250000$; 300000$; 2500000$; 7000000$. Расчёт комиссионных определяется следующими интервалами стоимостей элементов недвижимости: до 100 тыс. - 5%; от 100тыс. до 300 тыс. - 4%; от 300тыс. до 700 тыс. - 3%; от700 тыс. до 1млн.- 2,5%; от1млн. до 5 млн. - 2,0%; более 5 млн. - 1%. По результатам расчетов построить обычную гистограмму.

 

2. Вычислить величины дохода от вложения капитала величиной 1200000$,сроком на 120 дней в различные банки под годовые проценты от 16% до 22%, если ПРОЦЕНТЫ=(КАПИТАЛ*ГОДОВАЯ СТАВКА*ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ СРОКА ВКЛАДА В ДНЯХ)/360. По результатам расчетов построить разрезанную круговую диаграмму.

 

3. Определить значения W, Y, X при изменении В в интервале от 100 до 600 с шагом 50, если зависимости этих переменных описываются следующей системой из трёх уравнений:

W=0,35*X+0,75*Y

X=B+Y

Y-SIN(2π*B)*X=0

Результаты поместить в соответствующую таблицу. Построить график зависимости W, X, Y от В.

 

4. Определить значения X и Y при А = 1200, 3000, 7000, 8400, 10000, если зависимости между этими переменными представляются следующей системой двух уравнений:

X-(A+Y)=0

Y-0,7*X=0

Результаты вычислений оформить в виде таблицы и по ней построить график зависимости X и Y от А.

 

5. Определить значения Z и W при изменении А в интервале от 700 до 1200 с шагом 100, если зависимости между этими переменными описываются следующей системой уравнений:

Z=A+W

W-0,34*Z=0.

Результаты вычислений поместить в соответствующую таблицу, по которой построить график зависимости Z, W от А.

 

6. Построить таблицу поквартального учёта рабочего времени некоторой фирмы на пяти листах (листы должны быть с именами: К1; К2; К3; К4; ГОД). Таблица должна иметь следующие графы: № п/п; ФИО; должность; работал; болел; отпуск; уход за ребёнком и содержать пять записей (цифры при заполнении брать произвольные, но не абсурдные). На основании имеющихся данных выполнить следующее:

a)      на первых 4-х листах таблицы в соответствующих ячейках пятого листа построить результирующие формулы, отражающие общее количество рабочих дней, дней болезни, отпуска и ухода за ребёнком для каждого сотрудника фирмы за год;

b)     на первом листе построить результирующую гистограмму (с накоплением) учёта рабочего времени за первый квартал;

c)     на втором листе построить результирующую круговую диаграмму учёта рабочего времени за второй квартал;

d)     на третьем листе построить сравнительную гистограмму учёта рабочего времени сотрудников фирмы за третий квартал.

 

7. Построить таблицу по продаже продовольственных товаров по образцу:

п/п

Наименование товара

Единица измерения

Стоимость

Продано

Доход

1.

Зефир в шоколаде

упак.

32

10

 

2.

Молоко

упак.

20

28

 

3.

Колбаса

кг

65

15

 

4.

Сосиски

кг

72

10

 

5.

Пепси-кола

бут.

15

15

 

Подсчитать доход от продажи отдельных товаров и на основании полученных данных построить диаграмму дохода от продаж отдельных товаров.

 

8. Построить таблицу по продаже офисной мебели по образцу:

п/п

Наименование товара

Стоимость

Продано

Доход

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

1.

Кресло

39

2

1

4

5

 

2.

Стол компьютерный

60

1

9

2

5

 

3.

Стеллаж

35

3

3

2

2

 

4.

Тумба

65

2

3

1

3

 

5.

Шкаф офисный

82

3

5

7

5

 

ИТОГО:

 

 

 

 

 

Подсчитать доход от продажи отдельных товаров и доход в целом по кварталам, на основании полученных данных построить диаграммы: 1) дохода по кварталам; 2) количества проданных товаров по кварталам.

 

9. Составить таблицу со сведениями об учащихся Вашего класса (группы), содержащую следующие столбцы: Фамилия и инициалы; Отметки по предметам обучения. Заполнить таблицу данными и на их основе рассчитать средний балл каждого учащегося по предметам обучения и построить сравнительную гистограмму их успеваемости.

 

10. Составить ведомость выдачи заработной платы сотрудников фирмы из 5 человек (данные о сотрудниках и их окладе - произвольные). Рассчитать сумму к выдаче с учетом того, что профсоюзный и пенсионный налоги составляют 1%, а подоходный – 12%. По результатам расчета построить сравнительную гистограмму заработной платы, получаемой сотрудниками фирмы на руки.

п/п

Фамилия, имя, отчество

Оклад

Налоги

Сумма к выдаче

профсоюзный

пенсионный

подоходный

1.

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

ИТОГО:

 

 

 

 


ПрактиКУМ по работе с системОЙ управления базами данных Access 2002

 

1. Создание баз данных

 

1. Создать следующие базы данных:

своих родственников с указанием дней рождения, профессий, мест работы (учебы), адресов и телефонов. Упорядочить базу данных по возрасту;

своих друзей с указанием дней рождения, мест работы (учебы), адресов и телефонов. Упорядочить базу данных по именам;

своих учителей (преподавателей) с указанием фамилий, имен, отчеств, дней рождения, предметов. Упорядочить базу данных по фамилиям;

столиц стран мира с указанием названий континента и страны, а также числа жителей. Упорядочить базу данных по алфавиту;

домашней библиотеки со следующими сведениями: автор (первый из авторов), название книги, издательство, год издания, жанр. Упорядочить базу данных по фамилиям авторов.

 

2. Создать базу данных Students.mdb. Внутри этой базы данных при помощи конструктора создать таблицу “Карточка студента” со следующими полями: 1 - Код студента (тип Числовой – ключевое поле); 2 – Фамилия (тип Текстовый); 3 – Имя (тип Текстовый); 4 – Отчество (тип Текстовый); 5 - Дата рождения (тип Дата/Время); 6 - Дата поступления (тип Дата/Время); 7 – Курс (тип Числовой); 8 - Номер группы (тип Числовой).

Создать в этой же базе ещё две таблицы:

”Изучаемые предметы” с полями: 1 - Код предмета (тип Числовой – ключевое поле); 2 – Название предмета (тип Текстовый);

“Полученные отметки”, с полями: 1 - Код предмета (тип Числовой – ключевое поле); 2 – Семестр (тип Числовой); 3 – Отметка (тип Числовой); 4 - Код студента (тип Числовой).

Занести в каждую из трёх таблиц по 5 записей. Связать между собой эти таблицы.

 

2. Запросы, формы и отчеты

 

1. Создать базу данных, содержащую поля с фамилиями и инициалами учащихся (студентов) Вашего класса (группы), предметами обучения и отметками учащихся (студентов) Вашего класса (группы) по этим предметам. Заполнить базу записями. Произвести сортировку базы данных по успеваемости. С помощью запросов с параметрами отобразить на экране фамилии учащихся, имеющих только отличные и хорошие отметки и отдельно – учащихся, имеющих удовлетворительные отметки. Составить итоговый запрос по вычислению среднего балла каждого учащегося по предметам обучения и среднего балла класса (группы) по каждому предмету обучения. На основании этих запросов построить диаграммы успеваемости учащихся и класса (группы) по предметам обучения и сформировать отчет.

 

2. На основе имеющейся в рабочем каталоге базы данных Students.mdb с тремя таблицами: ”Карточка студента”, “Изучаемые предметы” и “Полученные отметки” создать запрос “Результаты”, в который должны войти все поля “Карточки студента”, а также название предметов из “Изучаемых предметов” и отметки из “Полученных отметок”. Создать запрос с именем “Результаты сессии по ...” по одному любому предмету с полями: 1 - Фамилия; 2 - Имя; 3 - Отчество; 4 - Название предмета; 5 - Код предмета; 6 - Отметка. В этом запросе должны отражаться только результаты по выбранному предмету. Поле “Код предмета” в запросе отображаться не должен. Он, в данном случае, служит только в качестве критерия отбора.

 

3. На основе имеющейся в рабочем каталоге базы данных Students.mdb с тремя таблицами: ”Карточка студента”, “Изучаемые предметы” “Полученные отметки” и тремя запросами по трём различным предметам с названиями “Результаты сессии по ....” на основе трёх последних (запросов) при помощи Мастера создать соответственно три отчёта. Каждый отчёт должен напоминать экзаменационную ведомость, только графа подписи преподавателей должна отсутствовать.

 

4. На основе имеющейся в рабочем каталоге базы данных Students.mdb с тремя таблицами: ”Карточка студента”, “Изучаемые предметы”, “Полученные отметки” и тремя запросами по трём различным предметам и тремя отчётами создать при помощи Мастера две формы. Первую - для ввода значений в таблицу “Карточка студента”, вторую - на основе одного из запросов. Ввести с помощью созданных форм несколько новых записей.

 

5. Составить базу данных со сведениями о сотрудниках фирмы, включающую в себя следующие поля: 1 - Код сотрудника (тип Числовой - ключевое поле; 2 - Фамилия (тип Текстовый); 3 - Имя (тип Текстовый); 4 - Отчество (тип Текстовый); 5 - Дата рождения (тип Дата/Время); 6 - Должность (тип Текстовый); 7 - Оклад (тип Денежный). Перейти в режим записи и заполнить таблицу сведениями о 5 сотрудниках (все данные – произвольные). На основе созданной базы данных построить диаграмму заработной платы сотрудников фирмы в форме гистограммы, рассчитать, используя запрос, среднюю заработную плату сотрудников фирмы и сформировать отчет со сведениями о сотрудниках, включив в него поля: Фамилия, Должность, Оклад.

 

6. Составить базу данных со сведениями о товаре (книгах) на складе, включающую в себя следующие поля: 1 - Код товара (тип Счетчик - ключевое поле); 2 - Автор (тип Текстовый); 3 - Название (тип MEMO); 4 - Год издания (тип Числовой); 5 - Количество (тип Числовой); 6 - Цена (тип Денежный). Перейти в режим записи и заполнить таблицу сведениями о 5 книгах (все данные – произвольные). На основе созданной базы данных построить круговую диаграмму количества книг на складе, рассчитать, используя запрос, стоимость книг по формуле [Количество] * [Цена] и сформировать отчет со сведениями о товаре, включив в него поля: Автор, Название, Количество, Цена.

 

7. Составить базу данных со сведениями о сотрудниках фирмы, включающую в себя следующие поля: 1 - Код сотрудника (тип Счетчик - ключевое поле); 2 - Фамилия и инициалы (тип Текстовый); 3 - Должность (тип Текстовый); 4 - Оклад (тип Денежный). Перейти в режим записи и заполнить таблицу сведениями о 5 сотрудниках (все данные – произвольные). На основе созданной базы рассчитать, используя запрос, сумму к выдаче заработной платы, учитывая налог 28% и сформировать отчет, включив в него поля: Фамилия и инициалы, Сумма к выдаче.

 

8. Составить базу данных со сведениями о читателях библиотеки, включающую в себя следующие поля: 1 - Код читателя (тип Числовой - ключевое поле); 2 - Фамилия и инициалы (тип Текстовый); 3 - Автор (тип Текстовый); 4 - Название книги (тип MEMO); 5 - Дата выдачи (тип Дата/Время). Перейти в режим записи и заполнить таблицу сведениями о 5 читателях (все данные – произвольные). На основе созданной базы данных определить фамилии задолженников, учитывая, что книга выдается на 10 дней, и сформировать отчет со сведениями о задолженниках, включив в него поля: Фамилия и инициалы, Автор, Название книги.


ПрактиКУМ по работе с презентатором PowerPoint 2002

 

1. Используя презентатор, создать слайд, который имеет вверху заголовок «Информатика», слева - рисунок компьютера, справа – тест: «Информатика – это наука о сборе, хранении, обработке и представлении информации».

 

2. С помощью презентатора организовать постоянно повторяющуюся операцию в виде демонстрации слайдов на экране. Так, нарисуйте пять произвольных картинок и обеспечьте их непрерывный показ со звуковым сопровождением.

 

3. Используя авторазметку (Организационную диаграмму), построить свое генеалогическое дерево (минимум три колена).

 

4. Используя шаблон, изобразить схему линий Московского метрополитена.

 

5. Используя Мастер автосодеражания, подготовить краткий доклад по MS Office 2002 (состав и предназначение каждого приложения).

 

6. С помощью презентатора создать рекламу Ваших любимых конфет.


ПрактиКУМ по работе с системой управления собственной информацией OutLook 2002

 

1. Работая с электронной почтой, подготовить и отправить сообщение с приложением – рисунком, выполненном в графическом редакторе Paint, адресату, указанному преподавателем.

 

2. Используя Календарь, запланировать общее собрание в Актовом зале по вопросу успеваемости на 18 часов текущего дня, согласовать его с другими участниками и разослать им сообщение.

 

3. Создать повторяющуюся задачу по уборке кабинета еженедельно по субботам с 12 часов, установив оповещение за 10 минут до начала.

 

4. Создать и отправить приглашение на деловую встречу адресату из списка контактов.

 

5. Осуществить просмотр заметок и дневника за последние семь дней.


ПрактиКУМ по работе в сети INTERNET

 

1. Поиск информации в сети Internet

 

1. С помощью Web-каталога Yahoo найти и вывести на экран материал, посвященный дистанционному обучению (категория Education, раздел Distance Leaching).

 

2. Используя Internet Explorer или Netscape Navigator, найти адрес автора книги "Все об Интернет" Крола Эда (Krol Ed).

 

3. С помощью Web-каталога, расположенного на сервере Russia-on-line (Россия-он-лайн) найти сведения о компьютерной литературе, выпущенной издательством "Питер".

 

4. С помощью Web-каталога "Информика" найти перечень учебников по информатике, рекомендованных к использованию в 2003/2004 учебном году, а также сведения о "Дистанционном образовании".

 

5. Вывести на экран публикации последнего номера журнала "Мир ПК" за текущий год.

 

2. Работа с программами Internet

 

1. Работая в сети Internet, создать почтовый ящик на сервере www.mail.ru и подготовить сообщение по теме: работа с программой Outlook Express.

 

2. Найти телеконференцию, посвященную работе с почтовой программой Outlook Express, и ознакомиться с ее содержанием.

 

3. Установить связь с Gopher-сервером gopher://marvel.loc.gov, выбрать пункт меню Library of Congress Online Systems и открыть для просмотра один из файлов.

 

4. Установить FTP-соединение с Web-каталогом, имеющим URL-адрес http://www.redline.ru и скопировать один из файлов подкаталога humor каталога guest в папку "Мои документы" своего компьютера.

 

5. С помощью FTP скопировать в папку "Мои документы" графический файл, имеющий URL-адрес ftp://ftp.cis.ksu.edu.

 

6. Установить связь по протоколу Telnet с компьютером библиотеки Университета имени Вашингтона (URL-адрес http://library.wustl.edu).


ПрактиКУМ по созданию web-страниц и web-сайтов

 

1. Разработать Web-сайт, посвященный вашей организации (учреждению).

2. Разработать Web-сайт «Устройство компьютера».

3. Разработать Web-страницу с анкетой для поступающих в вашу организацию (учреждение).

4. Разработать Web-страницу с тестом по информатике.

5. Опубликовать на одном из бесплатных серверов в Интернет разработанный вами сайт.


ПрактиКУМ по основам программирования

 

1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую

 

1. Перевести двоичное число 11110 последовательно в десятичную и шестнадцатеричную системы счисления.

 

2. Перевести шестнадцатеричное число А3 последовательно в десятичную и двоичную системы счисления.

 

3. Перевести число 25,125 из десятичной последовательно в двоичную, четверичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.

 

2. Алгебра логики

 

1. С помощью основных законов алгебры логики упростить выражения:

a)      F = x1 v x1 x2 v x2 x3;

b)     F = x1 (x1 v x2) (x1 v x2 v x3);

c)     F = x1 x2v x1 x2 v x2;

d)     F = x1 (x1 v x2 x3).

 

2. С помощью таблиц истинности доказать справедливость формул:

a)      x v x = 1;

b)     x1 x2 v x1 x3 = x1 (x2 v x3)

 

3. Алгоритмы и алгоритмизация

 

1. Записать алгоритм нахождения наибольшего общего делителя целого числа.

 

2. Записать алгоритм исследования и решения линейного уравнения ax=b.

 

3. Записать алгоритм вычисления суммы элементов последовательности

       n

S = Σ x i

      i=1

 

4. Записать алгоритм решения уравнения f(x)=0.

 

5. Схематично изобразить алгоритм разветвляющегося (циклического) типа.


ПрактиКУМ по программированию на языкАХ ВЫСОКОГО УРОВНЯ QUICKBASIC И ТУРБО-ПАСКАЛЬ

 

1. Операторы

 

1. Составить программу для вычисления расстояния между двумя точками с координатами х1, у1 и х2, у2.

 

2. Составить программу для вычисления и вывода на экран значения математического выражения: z = (xy + 1)/(x2 + y2).

 

3. Составить программу для вычисления и вывода на экран значения алгебраического выражения:

у =

 

4. Составить программу вычисления значения функции:

 


                         1, если х > 0,

y = signx =       0, если х = 0,

                         -1, если х <0.

 

5. Составить программу нахождения суммы и произведения корней уравнения 12x2 –х-1=0.

 

2. Циклические программы

 

1. Составить программу для вычисления значений функции у = х3 на отрезке [0;1] с шагом 0,01.

 

2. Составить программу нахождения корня уравнения x2cos2x+1=0 на отрезке [0, π/2].

 

3. Составить программу, которая выводит таблицу значений функции

y = -2,4x2+5x-3 в диапазоне от -2 до 2 с шагом 0,5.

 

4. Составить программу для вычисления значения функции у=ех с заданной точностью ε.

 

5. Составить программу для вычисления суммы ряда:

       10      i    i

S = Σ (-1)          

      i=0

 

3. Массивы. Матрицы

 

1. Составить программу заполнения одномерного массива из 100 случайных целых чисел от 0 до 1000 и поиска наибольшего элемента.

 

2. Составить программу заполнения одномерного массива из 100 случайных целых чисел и сортировки его по убыванию.

 

3. Составить программу для нахождения максимального элемента матрицы, состоящей из К строк и М столбцов.

 

4. Составить программу для вычисления и вывода на экран массива значений функции у = (ах – lnx)/a для К значений коэффициента а и аргумента х.

 

5. При заданном количестве осадков, выпавших в городе в каждом месяце в течение года, составить программу для вычисления среднего количества осадков в месяц и отклонения от среднего для каждого месяца.

 

4. Графика

 

1. Составить программу построения окружности радиуса R=80 с центром в точке (250, 120).

 

2. Составить программу построения шестиугольника, положение вершин которого определяется парами чисел 120,100; 140,120; 140,140; 120,160; 100,140; 100, 120.

 

3. Составить программу построения графика функции y, вычисляемой по формуле:

          х (1 + а х) при 0 ≤ х ≤ 5,

у =     а/х, при х > 5,

          а х  , при х < 0

а = 2.

 

4. Составить программу построения графика и таблицы функции у=sinx на отрезке [-2π, 2π] с шагом ∆х=π/16.

 

5. Составить программу построения в центре экрана изображения, состоящего из 3 вложенных квадратов, раскрашенных разными цветами.

 

6. Составить программу, в ходе выполнения которой круг синего цвета, появившись в центре экрана и постепенно расширяясь, увеличивается в размерах в три раза, а затем сжимается до начальных размеров.

 

7. Составить программу, в ходе которой на экране появляется вращающийся пропеллер, состоящий из двух закрашенных треугольников.

Hosted by uCoz